Сайт учителя физики
Шамсутдинова Р.С.
Меню сайта
Форма входа
Поиск

Смачивание и не смачивание.


Смачивание – это поверхностное явление, которое заключается в взаимодействии поверхности твёрдого тела (другой жидкости) с жидкостью.

Два вида: 

- Иммерсионное –  полностью вся поверхность твёрдого имеет контакт с жидкостью

- Контактное – три фазы: твёрдая, жидкая, газообразная.

Когда происходит контакт жидкости с твёрдым телом, то тогда существует такие возможности:

1. Сильное притяжение друг к другу молекулы жидкости, чем к молекулам твёрдого тела . Тогда получается, что силы притяжения между молекулами жидкости собирают её в капельку. Например: ртуть (когда она на стекле), вода (на парафине или «жирной» поверхности).( Рисунок 1, 2) Это случай, когда жидкость не смачивает поверхность;

2. Когда молекулы жидкости слабее притягиваются друг к другу чем к молекулам твёрдого тела. Тогда жидкость пытается прижаться к поверхности и расплывается по ней. Например: ртуть (на цинковой пластине), вода (на чистом стекле или дереве). Это случай смачивания поверхности.

Вода на жирной поверхности

Рис.1. Вода на жирной поверхности.

Ртуть

Рис. 2. Ртуть.

На первом видео представлены методы смачивания и не смачивания

http://www.youtube.com/watch?v=ThuX4xnjziY


на втором представлено клин со ртутью и водой

http://www.youtube.com/watch?v=G05Ab6b2gXE


Угол смачивания (показывает степень смачивания) – это угол, который образованный касательными плоскостями к межфазным поверхностям, которые ограничивают смачивающую жидкость, при этом всём вершина угла лежит на линии раздела трёх фаз. Измерение происходит методом лежащей капли. 

На рисунке 3 показана схема смачивания и не смачивания

Смачивание и не смачивание     

Рис.3. Смачивание и не смачивание.

Явление капиллярности.


Капиллярность - заключается в том что жидкость может изменять уровень в трубках, а так же узких каналах, которые имеют произвольную форму, в простых телах.(Рисунок 4)

Капиллярность

Рис.4. Капиллярность.

Поднимается жидкость при методе смачивания каналов жидкостями. Например: вода в стеклянной трубке, грунте, песке. Понижается жидкость при методе не смачивания жидкостью. Например: ртуть в трубке стеклянной. (Рисунок 5)

Капиллярность

Рис.5. Капиллярность.

Капилляры – тонкие трубки (очень тонкие сосуды в организме человека и других животных).

На видео представлено капиллярное течение жидкости


http://www.youtube.com/watch?v=SfrhNYU2cl8


Искривление поверхности приводит к появлению дополнительного капиллярного давления в жидкости Dp, величина которого связана со средней кривизной r поверхности уравнением Лапласа: Dp = p1 – p2 = 2s12/r, где (s12 – поверхностное натяжение на границе двух сред; p1 и p2 – давление в жидкости 1 и контактирующей с ней среде 2.


Области применения  Смачивание может объяснить применение моющих средств, тот факт, почему руки, которые в масле или смазке легче смыть бензином, чем водой, а так же почему гуси выходят сухими их воды и др. Объяснение капиллярных явлений происходит в движении воды в растениях и капиллярах. А так же при обработке почвы. Например: сохранение влаги рыхлением и др., разрушая капилляры. А так же капиллярное явление может объяснить электрические и ядерные явления, позволяет выявлять трещины с раскрытием от 1 мкм, которые невозможно увидеть невооруженным глазом.


Выводы.


Мы живём в мире самых удивительных явлений природы. Их очень много. Мы сталкиваемся с ними каждый день, не задумываясь о сущности. Но человек как разумный феномен должен понимать суть этих явлений. Такие явления как смачивание и не смачивание, капиллярное явление очень широко распространены  в технике и природе. Они незаменимы в повседневной жизни и в решении научно-технических задач. Эти знания дают нам ответы на многие вопросы. Например, почему капля является в свободном полете или почему планеты и звёзды имеют шарообразную форму, одни твёрдые тела хорошо смачиваются жидкостью, а другие нет. Почему капиллярные явления могут всасывать питательные элементы, влагу из почвы корней растений, или почему кровообращение в животных организмах основано на капиллярном явлении и т. д.


Контролирующий блок:


1. Что такое капилляр?

2. Как распознать смачивание и не смачивание?

3. Приведите пример смачивания.

4. Что такое капиллярное явление?

5. Приведите пример не смачивания.


Домашнее задание.


Ход роботы

1. Поместите капли воды и масла на стеклянную, алюминиевую, медную, парафиновую пластины.

2. Зарисуйте формы капель.

3. Рассмотрите капли и сделайте выводы о взаимосвязи молекул твёрдого тела и жидкости.

4. Эти результаты заносите в таблицу.

5. Добавьте с помощью шприца в смесь воды и спарта немного оливкого масла.

6. Пропустите через центр масляного шара проволоку и вращайте её.

7. Обратите внимание как изменяется форма капли.

8. Сделайте выводы о форме  поверхности жидкости.


Интересно знать, что.


Плёнка воды, которая находится на поверхности, является для многих организмов при движении, опорой. Она наблюдается у мелких насекомых и паукообразных. Самые известные нам водомерки, которые опираются на воду только конечными члениками широко расставленных лапок. Лапка которая покрыта воскообразным налётом, не смачивается водой. Поверхностный слой воды прогибается под давлением лапки, и образовывают небольшие углубления.  (рисунок 6) Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желёз. Это объясняет их непромокаемость. Толстый слой воздуха, который находится между перьями утки и не вытесняемый оттуда водой, не только защищает утку от потери тепла, но и чрезвычайно увеличивает запас плавучести.

насекомые


Рис.4. Пример насекомых которые плавают на поверхности воды.

Полезные ссылки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Самарской области

Портал "Образование и наука Самарской области"

АСУ РСО


Проект Министерства образования и науки Самарской области "Открытый урок"

Сообщество учителей Самарской области "Открытый класс"

Федеральное агентство по образованию

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Федеральный портал "Российское образование"

Федеральный портал поддержки единого государственного экзамена

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Инновационная образовательная сеть "Эврика"

Наука и образование против террора

12 декабря

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025